Символ веры в истории христианства
" В июле 1905 года в Лондоне состоялся первый всемирный конгресс баптистов. Для участия в конгрессе приехали представители из 23 стран мира. Собрались служители церквей Европы, Южной и Северной Америки, обширной Британской империи, Индии, Японии, Австралии и Новой Зеландии. В работе конгресса приняли участие делегаты из нашей страны. Это братья В. Г. Павлов, Д. И. Мазаев, В. В. Иванов и другие. Во всем мире сразу же возрос интерес к баптистам и их вере. В религиозной и светской прессе появились разные сообщения и среди них некоторые небылицы о баптистах.
Для свидетельства миру о своей вере, для выражения духовного единства всех баптистов мира первым торжественным актом на конгрессе было совместное чтение Апостольского символа веры.
Священное писание и Апостольский символ веры
Милосердный Господь даровал людям Священное Писание - Слово Божие, особое Божие откровение человеку. "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" - 2 Тим. 3, 16 - 17.
Священное Писание - основа спасительной веры - приводит к возрождению и возрастанию в благодати, к победоносной жизни во Христе. "Вера от слышания, а слышание от Слова Божия" - Рим. 10, 17. Проповеди апостолов Петра, Павла, диакона Стефана всецело были основаны на Священном Писании - Деян. 13, 16 - 41; 7, 2 - 53; 2, 14 - 36; 10, 34 - 44.
Апостол Петр пишет: "Мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику..." - 2 Пет. 1, 19 - 21.
В апостольских словах мы слышим Божий призыв - вникать в Слово Его и исполняться Духом Святым.
Апостол Павел в своих посланиях неоднократно призывает служителей постоянно вникать в учение Христа, "ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя" - 1 Тим. 4, 16. Христос заповедовал: "Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики" - Ин. 8, 31. Первоапостольская церковь Христова постоянно пребывала в учении апостолов - Деян. 2, 42; 11, 26; 17, 11.
Но у большинства поместных церквей первых трех веков не было всех книг Священного Писания. У гонимых христиан часто не было определенного места для богослужений и возможности для сохранения книг Нового и Ветхого Заветов. Условия для проведения богослужебных собраний были очень трудными, и они, как правило, были краткими.
В коротких встречах апостолам и их преемникам приходилось излагать только основные истины благой вести, сеять драгоценные зерна познания о Голгофской жертве, о Спасителе. Это мы наблюдаем и в день Пятидесятницы, и в беседе Филиппа с евнухом, и в проповеди апостола Петра в доме Корнилия, и в свидетельстве апостола Павла темничному стражу в Филиппах, и в других случаях. Присоединяющиеся к церкви Христовой души должны были через покаяние и исповедание веры в Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа засвидетельствовать о чудном возрождающем действии благодати Божией в них.
В день Пятидесятницы "охотно принявшие слово... крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч" - Деян. 2, 41. После беседы диакона Филиппа с ефиоплянином последний кратко и от всего сердца исповедовал свою веру словами: "Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий", - и был крещен по вере - Деян. 8, 35 - 38.
Каждый христианин, и особенно проповедник, имеет глубокую потребность разумно и кратко сформулировать свое мировоззрение, свою веру прежде всего для самого себя. Верующий человек должен также уметь изложить другому сущность своего вероисповедания.
Любящий Господа человек желает выразить свою веру, исповедовать свое упование определенно, последовательно и непротиворечиво. Это помогает сделать Апостольский символ веры.
Наиболее известен следующий перевод Апостольского символа веры на русский язык:
Верую в Бога Отца, Всемогущего Творца неба и земли;
Верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, Господа нашего;
Который зачат от Святого Духа, Который рожден от Девы Марии;
Который пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен;
Сошел в ад, в третий день воскрес из мертвых;
Вознесся на небеса, где Он сидит одесную Бога, Своего Всемогущего Отца;
Откуда придет судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа;
В единую, святую, христианскую Церковь и в общение святых.
В прощение грехов;
В воскресение тела;
и в жизнь вечную. Аминь. "
взято из журнала "Братский Вестник" (№5 1985).